«Natalon in E» для фортепиано Симеона тен Хольта
История музыки играет важную роль во всех сочинениях Симеона тен Хольта - она присутствует либо явно, как элемент, как заимствование, встраиваемое в новые контексты, либо в скрытом, снятом виде. В его сочинении Natalon in E множество отсылок, которые звучат как реминисценции — хромающие ритмы Бела Бартока, драматизм и контрастность Бетховена, гармоническая насыщенность и многослойность Скрябина, мелодизм Шуберта.
Поиски «тональности после смерти тональности» привели Хольта в 1979 года к созданию Canto ostinato для нескольких фортепиано - сочинению в неотональном духе, которое балансирует на грани тривиального и стереотипного. Музыкальный псевдотрюизм, который преодолевает собственную штампованность за счет ограниченной репетитивной техники, позволяющей иначе взглянуть на тональный материал.
«Достаточно болезненные, тональные пьесы, балансирующие на грани банального, декадентские. «Канто остинато» выросла из этого. «Канто» балансирует на грани банальности. Если не слушать её внимательно, то можно счесть её банальной. Но когда вы понимаете её форму, структуру, как работает напряжение, тогда вы видите совсем другую картину».(С. Хольт)
Тональные пьесы всегда заряжены мощным историческим бэкграундом и смыслами, которые отложились, седиментировались в слоях тонального языка.
«В пьесе, написанной в тональной системе, мы всегда можем услышать подавленную память, беспокойную совесть, и желание ассоциироваться с использованием силы непривилегированной группой»(С.Хольт)
Через год после премьеры Canto Ostinato Хольт пишет Natalon in E, пьесу, для которой впервые, после его увлечения авангардными техниками и собственным методом «диагонального письма», построенного на использовании тритонов, он задает тональность - ми мажор. Название пьесы отсылает к раннему сочинению Хольта «..A / .TA-LON» для меццо-сопрано и ансамбля, написанному в серийной технике. Таким образом, Natalon является манифестом композитора, заявлением о возможности тональной музыки в условиях «смерти тональности».
«Мои руки нащупывают нечто, что я не могу схватить своим умом: я верю в свои руки. Благодаря ним я ощупываю окружающую меня темноту и касаюсь реальности, которую я (персонификация этой реальности) переживаю только как клочок тумана, как ощущение».(С.Хольт)
Лишенная веса, легкая музыка, звуки будто бы освобождены от тяготения и вольно текут сквозь пространство, обозначивая и расширяя его. Традиционные, классические мелодии и формы обретают новое дыхание благодаря явлению повторения, неторопливому, устойчивому развитию, благодаря феномену удержания, концентрации на медленно эволюционирующем музыкальном гештальте. Музыка никуда не торопится — созвучия складываются в созвездия, в карту звездного неба, неподвижный, застывший музыкальный небосвод.
Иллюстрация: Симеон тен Хольт
#contemporary #classical #art #simeontenholt #симеонтенхольт